Оценка речевых навыков включает в себя проверку состояния:
- звукопроизношения (произносительная сторона речи)
- фонематических процессов (слух и восприятие, звуковой анализ и синтез)
- словарного запаса
- грамматического строя речи
- слоговой структуры слова
- связной речи
- артикуляционной моторики (подвижность органов речи)
- мелкой моторики рук
- пространственно-временных представлений
- синтаксической стороны языка
- функциональной связи между языком и мышлением
- коммуникативных навыков
Кроме того, процедура включает в себя оценку общей психомоторной и когнитивной развитости ребенка, его социально-эмоционального состояния, способности к обучению и восприятию информации.
Результаты оценки речевых навыков будут использоваться для разработки индивидуальной программы коррекционной работы с ребенком, которая будет способствовать его развитию и улучшению речи, с учетом его возрастных и психофизиологических особенностей.
Почему это важно?
Логопедическое обследование ребенка — это важная процедура, которая позволяет рано выявить нарушения развития речи и своевременно начать их коррекцию. Необучение ребенка языку может привести к трудностям в общении с окружающими, проблемам во взаимодействии со сверстниками и учителями в школе, а также оставить следы на его эмоциональном и психологическом благополучии.
Проведение логопедического обследования помогает определить, насколько хорошо ребенок владеет языком и какие существуют проблемы с его развитием. Таким образом, определяется необходимость проведения логопедических занятий и указываются их направления.
Если логопедические проблемы выявлены вовремя, и ребенок получит помощь на этапе формирования речевых навыков, то возможности для успешного развития его языковых способностей увеличатся.
Если проблемы с речью будут выявлены, специалист разработает план коррекции, который может включать в себя:
- занятия с логопедом
- логопедический массаж
- систему мозжечковой стимуляции – Balametrics
- Tomatis
- UP-Mind+
В целом, оценка речевых навыков включает в себя комплексную оценку речевого развития и коммуникативных способностей человека, которая помогает выявить нарушения и разработать индивидуальную программу логопедической коррекции.
Если у логопеда возникнет предположение, что трудности с речью, чтением или письмом вызваны органическими нарушениями, он направит маленького пациента к смежному специалисту.
Это может быть:
- невролог (поможет убедиться в отсутствии органических повреждений головного мозга или ЦНС)
- отоларинголог (проверит слух ребенка)
- остеопат (оценит состояние основания черепа ребенка, правильность функционирования органов и систем, определит наличие родовой или послеродовой травмы)
- детский психолог или психиатр (проведет коррекцию высших психических функций – внимания, мышления, памяти, восприятия).